Рассыпаясь пеплом, уносимым ветром, потерять себя на этом свете...
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831216_2913015973_8d868aebd8_z.jpg)
ЛекцияShamisen ( 三味線 ) буквально переводиться как "три струны" - традиционный щипковый трёхструнный музыкальный инструмент широким тембральный диапазоном, с помощью которого сказители или певцы аккомпанировали себе во время представления.
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831131_shamisen7.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/830/67830792_3101580219_85bd180a2c_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/830/67830827_shamisen_koto.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/830/67830838_4056449504_cd6934c039_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/830/67830880_Sunset_Shamisen_by_EverKiss.jpg)
Shamisen также называют sangen ( 三弦 ). Устаревшие его называние - shamizen ( しゃみぜん ).
Ближайший европейский аналог shamisen — лютня.
Shamisen появился в Японии примерно в 15-16 веках. Предшественник shamisen — sanshin ( 三線 ), струнный инструмент, который почти всегда используется при исполнении народной музыки на Okinawa ( 沖縄 ). Корпус обтянут змеиной кожей, к струнам прикасаются медиатором, надетым на указательный палец. Длина около 80 см.
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/830/67830755_1395013705_cbfe79e61d_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/830/67830773_473336228_3aeab76147_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/830/67830717_3527586273_a11c9540d2_b.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831301_2548153626_60b091a759_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831314_2790583569_5d0640d1f4_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831331_3924728027_6dd6e72395_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831343_3925587272_647b25929b_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831447_4060225546_e03412e691_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831483_4430499945_97c83f9d5b_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831513_4988991027_416ec97056_z.jpg)
Sanshin же происходит от китайского инструмента саньсянь ( sanxian ).
Shamisen является неотъемлемой частью театра Kabuki ( 歌舞伎 ) и Bunraku ( 文楽 , или 人形浄瑠璃 Ningyō Jōruri) - традиционная форма кукольного театра. На протяжении всех представлений звучит музыка shamisen.
Shamisen также был важнейшим инструментом для странствующих слепых женщин-музыкантов goze ( 瞽女 ) , которые появились в начале правления shōgun ( 将軍 ) Tokugawa ( 徳川幕府 Tokugawa bakufu или 江戸幕府 Edo bakufu, 1603-1868).
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831976_4247547879_eba34e6be5_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831982_4987202187_2fc2a6df2c_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/831/67831988_3395745456_3055061e5f_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832000_3924549756_42c63994c6_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832020_4655230711_c5eeb96d09_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832029_2877594896_dcaf63499b_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832031_4987128339_d84d9f1aec_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832149_5027713337_b99cb9319b_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832166_Goze_by_swinsea.jpg)
Корпус shamisen представляет собой деревянный каркас, туго обтянутый шкурой. Трёх струн, которые тянутся от корпуса к верхушке шейки, касаются большим плектром. Играя на shamisen используется плектр (bachi 桴 или 枹 ), который расширяет тембральные возможности инструмента. Струны из шелка, строй квартовый или кварто-квинтовый. Также используется специальное приспособление yubikake ( 指掛け ), зажимаемого между первым и вторым пальцами левой руки.
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832599_inst02.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832621_inst03.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832647_inst04.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832732_51047098_c7679b548b_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832662_2636349339_f0793943f9_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832669_3117454948_4ba3fdef9b_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/832/67832717_2205070521_a99edc2ea7_z.jpg)
При игре плектром звучание shamisen может приближаться к звучанию ударного инструмента, так как при защипывании струны производится удар по кожаной деке.
Shamisen часто входит в инструментальные ансамбли (sankyoku 三曲 ), в составе которых, кроме shamisen, находятся koto ( 琴 или 箏 - инструмент семейства цитр), shakuhaku (продольная бамбуковая флейта) или kyukyu (струнный смычковый инструмент лютневого семейства).
Существуют несколько разновидностей инструмента shamisen, которые отличаются друг от друга толщиной грифа:
• hosozao ( 細棹 ) - инструменты с узким грифом используется, в основном, в музыке nagauta ( 長唄 );
• chūzao ( 中棹 ) - инструмент с грифом средней толщины используется в таких музыкальных жанрах как kiyomoto ( 清元 ), tokiwazu ( 常磐津 ), jiuta ( 地唄 );
• futozao ( 太棹 ) - инструмент с самым толстым грифом используется в театре Bunraku ( 文楽 , или 人形浄瑠璃 Ningyō Jōruri). Он называется tsugaru-jamisen ( 津軽三味線 ), игра на котором требует особой виртуозности. Часто можно встретить в западной части префектуры Aomori ( 青森県 ) в районе Tsugaru ( 津軽 ).
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833172_67827862_1292258031_e1wz95.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833182_2906214287_5e9ea321f7_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833186_4227817990_3ae7149e28_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833190_3043111884_d44e12a955_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833201_3252277730_6659f95537.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833217_3828926615_d7486002a7_z.jpg)
Изготовляется shamisen из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кошачьей (у tsugaru-jamisen — собачьей) кожей. Играют на shamisen большим плектром bachi, который изготовляется из дерева, слоновой кости, панциря черепахи, буйволиного рога, пластика. Bachi для nagauta и jiuta - почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Tsugaru-jamisen предполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго ( ichō 銀杏 ). Струны изготавливаются из шёлка, нейлона и тетлона.
Обучение игре на shamisen в стиле kōuta ( 小唄 короткая песня) входит в программу обучения maiko ( 舞妓 ) — будущих geisha ( 芸者 ). Именно поэтому "весёлые кварталы" нередко называли "кварталами, где не умолкает shamisen". Название контрастирует с жанром музыки для Bunraku и Kabuki — nagauta (длинная песня).
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833433_3484752271_d67fd71eac_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833441_121289958_171e65b2f4_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833445_a679be9921a3.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833453_293816241_8c91c0e6b2_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833457_2838035272_fac105b41b_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833464_2837195391_46a140a6ba_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833473_2913007825_78f1b39315_z.jpg)
Самый известный и самый сложный из стилей исполнения — gidayū ( 義太夫 ), названный в честь Takemoto Gidayū ( 竹本義太夫 , 1651—1714), деятеля кукольного театра Bunraku из Ōsaka. Инструмент и плектр gidayū самые большие, а сам gidayū является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления gidayū сменяется. Сказитель должен абсолютно точно знать текст и мелодию. С 19 века появились и onna-gidayū (женщины-сказительницы).
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833652_3052313015_23deb2835c_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833658_4383727499_c5b5140457_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833670_4055707843_39ef3d59bb_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833687_49014787_20090922_224800.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833689_94acd9fd6222.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833703_550664_anime_com_ru.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833721_otsu.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/833/67833741_3962395164_9f798da97e_z.jpg)
Сформировалось три стиля игры на shamisen:
• uta-mono ( 唄物 ) – песенный стиль. Один из основных жанров музыкального сопровождения представлений театра Kabuki. Этот жанр представлен продолжительными музыкальными интерлюдиями, которые играет ансамбль hayashi ( 囃子 , этот ансамбль обычно сопровождает спектакли театра, он и состоит из флейты и трёх видов барабанов);
• katari-mono ( 語り物 ) – сказовый стиль. Наиболее характерен для традиционной музыки и представлен специфическим типом пения;
• man'yō ( 万葉 ) - народная песня.
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834141_3162950618_7957c285aa_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834153_4410818658_c4a2dbe481_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834168_3841975304_6a9a51a09a_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834182_3671808515_47bb54da1a_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834205_1129054379_fa8a30be9b_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834219_230155107_1855f55bf9_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834230_Kuchisake_onna_by_Netjeret.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834233_4821712856_77226eecd9_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834240_5193584378_4effce44fd_z.jpg)
Когда shamisen только появился в Японии, струны перебирали маленьким медиатором и только с течением времени музыканты стали пользоваться плектром, что значительно расширило тембральные возможности инструмента. Всякий раз, когда защипывается нижняя струна, в дополнение к её звучанию слышатся призвуки и лёгкий шум, это явление получило название sawari ( 触り прикасаться).
Sawari появляются также, когда другие струны резонируют с нижней струной, особенно, когда интервал тона между струнами составляет октаву (две октавы, три, квинту и так далее). Умение пользоваться этим дополнительным звучанием является признаком высокого мастерства исполнителя, а сам акустический эффект жёстко контролируется мастерами по изготовлению сямисэнов.
Плектр держат в правой руке, а в нужный момент звучание струн останавливается тремя пальцами левой руки на безладовом грифе. Большой палец и мизинец в игре не используются. Наиболее характерным приемом игры на shamisen является одновременный удар плектра по мембране и по струне. Помимо этого, существует масса других важных факторов, определяющих специфику звучания, например, толщина струн, грифа, мембраны, место, где плектр ударяет по струнам и тому подобное. Также на shamisen можно перебирать струны левой рукой, получая более изящный тембр. Эта возможность изменять тембр является одной из отличительных черт shamisen.
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834479_3841183355_b06afd287e_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834485_272005776_164f36d611_o.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834507_3748456077_d15810b7c0_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834537_1284233442_2b5719bc58_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834557_2222313234_1d696b7c94_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834565_4499406966_d48ae270cf_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834571_5120445816_43d6ed699d_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834575_4681609066_199baf976d_z.jpg)
Помимо способа игры тембр инструмента можно изменить, варьируя длину струны, шейку или плектр, а также их размеры, толщину, вес, материал. Существует чуть ли не два десятка shamisen, отличающихся друг от друга высотой тона и тембром, и музыканты подбирают тот инструмент, который наиболее точно соответствует их жанру музыки, или же перенастраивают его непосредственно перед представлением.
В музыке для shamisen линия голоса практически совпадает с той, что играется на инструменте: голос лишь немного опережает мелодию, что позволяет расслышать и понять текст, а также подчёркивает контраст между звучанием голоса и shamisen.
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834751_Duet_Duel_by_RandomRemix.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834765_3701224047_ea7730655e_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/834/67834784_1160272458_6ffd539107_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/835/67835073_251314004_d015da44f2_z.jpg)
![](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/835/67835081_4139017124_3c2d586bcf.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/835/67835123_2226752245_4653b33ddb_z.jpg)
![](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/2//67/835/67835151_4473331612_00af880aa7_z.jpg)
![](http://livedoor.3.blogimg.jp/vipsister23/imgs/f/a/fabf579b.jpg)
@темы: стырено, самураи местного засола, планы
=)